Новости
![](/images/2021/06/01/dsc_0101(1).jpg)
История осовения Северного морского пути
20 ноября 2019 года студенты группы 17/О/БД посетили лекцию сотрудника Северного морского музея, которая состоялась в Центральной городской библиотеке имени М.В. Ломоносова.
Катышев Иван Александрович рассказал об истории освоения Северного морского пути. В середине XVI века англичане (Xью Уиллоби, Ричард Ченслор) предпринимали ряд попыток пройти Северо-Восточным проходом, но дальше Новой Земли им проникнуть не удалось.
После этого энергичные поиски северо-восточного прохода длились около 100 лет, а затем на 250 лет прекратились. Разработкой и теоретическим обоснованием подобной экспедиции занимался М.В.Ломоносов, связывавший свои планы с экспедицией В.Я.Чичагова (1764—1766), и считавшего возможным плаванье через полюс к странам Дальнего Востока.
Ломоносов представил свои соображения и расчёты в труде «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» и в «Прибавлении О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану» (1762—1764).
Много внимания уделял теме Д.И.Менделеев, посвятивший освоению Крайнего Севера 36 работ он сотрудничал в этой области с адмиралом С.О.Макаровым, вместе с которым занят был постройкой ледокола «Ермак», разработал высокоширотный ледокол.
Первые шаги освоения Северного морского пути воспринимались как русским народом, так и за рубежом как подвиг, а возвращавшиеся из экспедиций полярники были окружены таким же ореолом восхищения, как и первые космонавты спустя несколько десятилетий.
В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь — важнейшая транспортная магистраль Советского Севера. По Северному морскому пути осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море.
Россия и сегодня продолжает освоение и использование Северного морского пути Северо-Западный проход не может конкурировать с СМП. Основными пользователями Северного морского пути в России сегодня являются «Норникель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха—Якутия, Чукотка.
Помимо добычи полезных ископаемых по Северному морскому пути идёт Северный завоз для 20 млн человек на Крайнем Севере. В декабре 2018 года президент России подписал закон, наделяющий ГК «Росатом» инфраструктурным оператором Северного морского пути.
По окончании встречи Иван Александрович пригласил наших студентов посетить Северный морской музей.
![](/images/2021/06/01/019.jpg)
Катышев Иван Александрович рассказал об истории освоения Северного морского пути. В середине XVI века англичане (Xью Уиллоби, Ричард Ченслор) предпринимали ряд попыток пройти Северо-Восточным проходом, но дальше Новой Земли им проникнуть не удалось.
После этого энергичные поиски северо-восточного прохода длились около 100 лет, а затем на 250 лет прекратились. Разработкой и теоретическим обоснованием подобной экспедиции занимался М.В.Ломоносов, связывавший свои планы с экспедицией В.Я.Чичагова (1764—1766), и считавшего возможным плаванье через полюс к странам Дальнего Востока.
Ломоносов представил свои соображения и расчёты в труде «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» и в «Прибавлении О северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану» (1762—1764).
Много внимания уделял теме Д.И.Менделеев, посвятивший освоению Крайнего Севера 36 работ он сотрудничал в этой области с адмиралом С.О.Макаровым, вместе с которым занят был постройкой ледокола «Ермак», разработал высокоширотный ледокол.
Первые шаги освоения Северного морского пути воспринимались как русским народом, так и за рубежом как подвиг, а возвращавшиеся из экспедиций полярники были окружены таким же ореолом восхищения, как и первые космонавты спустя несколько десятилетий.
В годы Великой Отечественной войны Северный морской путь — важнейшая транспортная магистраль Советского Севера. По Северному морскому пути осуществлялась проводка боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море.
Россия и сегодня продолжает освоение и использование Северного морского пути Северо-Западный проход не может конкурировать с СМП. Основными пользователями Северного морского пути в России сегодня являются «Норникель», «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Росшельф», Красноярский край, Саха—Якутия, Чукотка.
Помимо добычи полезных ископаемых по Северному морскому пути идёт Северный завоз для 20 млн человек на Крайнем Севере. В декабре 2018 года президент России подписал закон, наделяющий ГК «Росатом» инфраструктурным оператором Северного морского пути.
По окончании встречи Иван Александрович пригласил наших студентов посетить Северный морской музей.
![](/images/2021/06/01/019.jpg)